Многие родители и начинающие специалисты обеспокоены тем, что при вводе альтернативной коммуникации «PECS» (коммуникационная система обмена изображениями) [1] у детей не будет потребности в возможности развития вербальной речи.

Ведь ребенка все понимают, он может коммуницировать с другими людьми и это прекрасно, ведь повода для нежелательного поведения, связанным с проблемой отсутствия коммуникация, совсем не остается места, что дает специалистам возможность качественного обучения ребенка, в том числе и вербальной речи.

Система «PECS» была разработана в 1985 году и авторами стали Andy Bondy и Lori Frost. Именно они в 1994 году выпустили результаты пятилетнего исследования [2], в котором приняли участие 85 детей возрастом до 5 лет у которых практически не было социально приемлемой системы общения. Результаты показали, что 76% детей стали использовать речь либо в качестве единственной системы общения, либо одновременно с системой «PECS».

Далее в 2002 году, в 3 выпуске журнала о прикладном анализе поведения (journal of applied behavior analysis) выходит статья, о оценке речи, социально-коммуникативного и проблемного поведения при использовании «PECS», написанная Marjorie H. Charlop-Christy, Michael Carpenter, Loc Le, Linda A. Leblanc, Kristen Kellet [3]. В исследовании приняли участие 3 детей разной возрастной группы (12 лет, 5 лет, 3 года) практически не имеющие речи и не владеющие системой коммуникации.

В среднем их спонтанная речь увеличилась на 74% после тренинга в системе «PECS» на академических занятиях и на 63% во время игровых сессий. Вместе с этим у детей наблюдалось снижение нежелательного поведения, что является сопутствующими изменениями.

Одним из самых свежих исследований является работа О.А. Поповой и Н.М. Филиной, которые выявили на практике влияние системы альтернативной коммуникации «PECS» на проявление вокальной речи у детей с аутизмом [4]. В исследовании принимали участие трое детей в возрасте 2-4 лет на протяжении 3 месяцев.

Речевой репертуар детей представлял собой не более 5 различных, неоформленных в запросы, звуков. Итоги исследования показали, что 2 из 3 детей стали использовать речь, количество используемых слов выросло с 0 до 37 у первого участника и до 77 у второго участника. Третий участник в данном исследовании приобрел функциональную коммуникацию с помощью PECS.

Система «PECS» учит функциональному коммуникативному поведению, которая включает в себя самую приятную деятельность для ребенка и может поддерживаться в любых условиях, но самое важное достоинство — это положительная тенденция к развитию речи у ребенка.

На примере нескольких исследований мы с вами увидели, как дети приобретали вокальную речь, параллельно используя обмен карточками, что приводит к выводу о том, что даже используя данную систему коммуникации ребенок может обучиться вокальной речи, подражая взрослому, который озвучивает все, что ребенок просит карточками, создавая в данный момент сильную заинтересованность в обучении [3].

Список литературы

  1. Bondy A., Frost L. The Picture Exchange Communication System. Behavior Modification, 2001, vol. 25, no. 5, pp. 725— 744. DOI:10.1177/0145445501255004
  2. Bondy A., Frost L. The Picture Exchange Communication System. Focus on Autistic Behavior, 1994, vol. 9, no. 3, pp. 1—19. DOI:10.1177/108835769400900301
  3. Le L., Charlop-Christy M.H., Carpenter M., LeBlanc L.A. Using the picture exchange communication system (pecs) with children with autism: assessment of pecs acquisition, speech, social-communicative behavior, and problem behavior. Journal of appled behavior analysis? 2002. №3. – с. 213-231.
  4. Попова О.А., Филина Н.М. Влияние системы альтернативной коммуникации PECS на проявления вокальной речи у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 2. С. 23–39.