Мотивация и мотивашки

Мотивация — это то, что побуждает людей продемонстрировать определенное поведение В КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ. Именно она помогает нам собраться и сделать что-то.
Например, я очень устала, и отчаянно не хочу вставать с кровати. Но нужно приготовить еду, чтобы завтра в обед не остаться голодной. И в данной ситуации мое нежелание остаться голодной мотивирует меня встать с кровати и приготовить еду.

Еще один пример. Вы хотите сформировать у ребенка просьбу «Печенье». Мотивацией здесь будет выступать желание получить печенье. Если у ребенка будет мотивация, то в этом случае мы можем приступать к формированию просьбы. А вот если он не хочет печенье, то тогда никакой просьбы не выйдет.

Так же не стоит забывать о подкреплении. Подкрепляющий стимул – это то, что побудит ребенка проявить определенный тип поведения снова и снова В БУДУЩЕМ.
Вспомним наш пример с печеньем. Если желание съесть печенье – это мотивация попросить печенье сейчас (может не сразу попросить, но приложить к этому усилие, например, повторить подсказку за инструктором), то получение самого печенья после просьбы – это уже подкрепление (я сказал «Печенье» и мне дали печенье, так много раз. Теперь, когда я захочу печенье, я буду повторять свое поведение «говорить «Печенье»» инструктору и получать печенье снова).

Очень важно учитывать, что ребенок должен хотеть получить подкрепление (иметь ту самую мотивацию), иначе поведение, которое мы собираемся подкреплять нежелаемой штукой, не сформируется.

Какие подкрепления мы используем?

Самое простое — вкусности. Плюс этого вида подкрепления — они подходят практически всем. Минус — они приедаются в прямом смысле этого слова. Так же это самый первый уровень, на котором нельзя сидеть вечно. Еще не каждый навык можно сформировать с помощью вкусняшки, такая плата может быть слишком маленькой. Вот Вы любите кофе? А получать зарплату за 40 часовую тяжёлую рабочую неделю в чашечках кофе хотите? Вот да, дети тоже не хотят.

Идём дальше. Игрушки. Деткам нравятся мигающие, сияющие, поющие, музыкальные, сенсорные, познавательные… Множество разных игрушек. С игрушками тоже нужно быть осторожными, ведь они тоже имеют свойство надоедать как любое простое поощрение.

Социальные поощрения. Медали, грамоты у взрослых, признание коллектива, звания — это по сути просто слова, железки и картонки. Но ценим мы их не столько за факт железного кругляшка, а за то, как нас хвалят, обнимают, поздравляют и ценят коллеги, друзья и близкие. За нашу совместную работу, празднование успехов, за то, как это приятно и классно.
Доброе слово, как известно, приятно не только кошке, аутичному ребенку от добрых слов хорошо и приятно не меньше. Здесь нужно уточнить, что это высокий уровень поощрений, связанный с социальной коммуникацией, до него необходимо «дорасти», но и забывать о нем — недопустимо.

Также не стоит забывать, что мотивация и подкрепления нестабильны. Это одновременно сложно, потому что поощрения нужно постоянно менять, искать новые и интересные, и классно, потому что говорит о росте и развитии ребенка. А именно ради этого всё и затевается.

Мотивация и поощрения имеют огромное значение в нашей работе. С их помощью мы можем сформировать множество навыков и видов поведения. Когда ребенок имеет желание что-то получить, а мы имеем возможность это предоставить, то занятия уже и не кажутся такими утомительными, инструктор – это довольно милая тетя, и центр у вас вполне ничего. Со временем ребенок с удовольствием идет на занятие, сам старается сделать новое задание, не сбегает из-за стола, даже если сложно, он готов учиться и прикладывать усилия, это самое ценное.

Долматова Ксения, тренер АВА-команды центра «Мамочка моя»
Новикова Александра, инструктор АВА-направления центра «Мамочка моя»