Сегодня мы расскажем вам про Лизу. Лиза – невероятно любознательная, веселая, умная девочка. В начале терапии Лиза уже говорила фразами из четырех слов, могла спонтанно просить с использованием слова «пожалуйста».

Она круто разнообразно играла и демонстрировала высокий уровень развития навыков слушателя, визуального восприятия, у Лизы уже были навыки интравербального поведения. Единственной и самой большой проблемой, влияющей на способности Лизы обучаться, было ее нежелательное поведение, которое часто возникало в моменты высоких или плохо понятных для нее требований.

Лиза кричала, вырывалась, могла упасть на пол и плакать, бить ногами о поверхности. Такое поведение являлось большой проблемой для семьи Лизы, поскольку возникало оно в самых разных ситуациях: в ежедневной рутине, при необходимости идти пешком, во время просьбы от мамы одеться или раздеться, сесть на горшок и во многих других ситуациях.

Для Лизы важно было влиять на ситуацию и самостоятельно принимать решения. Ее очень расстраивало, когда взрослые настаивали на том, чего ей не хотелось делать. Лизе необходимо было быть услышанной.

Мы приняли решение работать с нежелательным поведением Лизы в рамках подхода доктора Грегори Хенли. Данный подход включает функциональную оценку нежелательного поведения и следующий за ней тренинг с опорой на навыки (ТОН). Сегодня речь пойдет о второй составляющей подхода. Задачи, которые ставит перед ребенком данный протокол (ТОН) (последовательно):

1. Этап 1 (простая реакция функциональной коммуникации) Научиться просить о том, чтобы в данный момент времени окружающие дали ребенку делать то, что ему хочется, с использованием реакции функциональной коммуникации вместо нежелательного поведения (в случае Лизы – это просьба «мои правила» + жест ладонью)

2. Этап 2 (сложная реакция функциональной коммуникации) Научиться просить о том, чтобы в данный момент времени окружающие дали ребёнку делать то, что ему хочется, с использованием усложненной реакции функциональной коммуникации вместо нежелательного поведения (в случае Лизы – это просьба «мои правила» + жест ладонью + зрительный контакт)

Этап 1-2

3. Этап 3. (реакция толерантности) Научиться толерантно относиться к отказу в просьбе о том, чтобы в данный момент времени окружающие дали ребенку делать то, что ему хочется в случае Лизы – это фраза «ладно» + жест «палец вверх»)

Этап 3

4. Научиться спокойно отдавать поощрение взрослому по его просьбе (КОП1)

КОП1

5. Научиться переходить в учебную среду и демонстрировать готовность к учебе (КОП2)

КОП2

6. Научиться качественно и внимательно выполнять задания из разных сфер (контекстуально обоснованное поведение) (в случае Лизы – это 1) стол для академических занятий 2) стульчик для переодевания 3) комната для выполнения инструкций в неструктурированной среде (навести порядок, развесить или снять вещи, протереть пыль, нарисовать или стереть с доски, собрать игрушки, переложить вещи и т.д.)) с постепенным усложнением требований

КОП5

Особенность и преимущество данной стратегии заключается в том, что мы поощряем разные реакции ребенка в непредсказуемом режиме, и он никогда не знает, что сработает в данный момент – просьба, реакция толерантности к отказу, 2 блока заданий или 20. В какой момент ему разрешат «его правила»? И на каждом этапе ребенок надеется, что сейчас работает именно эта реакция, и он старается выполнить каждую максимально качественно. Потребность в нежелательном поведении отпадает, когда ребенок начинает понимать, что его поведение «просить», «соглашаться», «стараться» и сотрудничать со взрослым, имеет силу.

Подход доктора Г. Хенли – это новый поворот в современном прикладном анализе поведения. Это эффективный метод по работе с тяжелым нежелательным поведением, который уже огромное количество раз доказал свою результативность, и мы, применяя данный подход, уже видим результат не только с Лизой, но и другими детьми. Наши кураторы прошли обучение у Г. Хенли, и готовы рассказать вам интереснейшую информацию об этом блестящем подходе в рамках АВА. Интересно? Пишите в комментариях

Анна Демьяненко, аналитик ABA-направления центра «Мамочка моя»