Грегори Хенли — законодатель нового подхода в работе с нежелательным поведением. Он и его команда совершили революцию в функциональном анализе. Если в классическом подходе подкрепление нежелательного поведения в ходе терапии считалось грубейшей профессиональной ошибкой (если целью не является перевод нежелательного поведения в постоянный режим подкрепления), то в тренинге Хенли — это то, с чего собственно начинается основная часть работы!

На первом этапе реализации тренинга ребенку воссоздают условия, в которых он доволен, расслаблен и увлечен. Предоставляется не одно любимое поощрения, а сразу все. Обстановка вокруг также располагает расслабиться и увлечься любимым делом. Далее ребенку предоставляется требование, в ответ на которое у ребенка возникает нежелательное поведение.

Требования тут же снимаются и ребенок возвращается к приятной деятельности. Если нежелательное поведение прекращается сразу как только ребенок вновь получает доступ к желаемому, то значит он готов к следующим этапам.

В ходе последующих этапов взрослый маленькими шажочками учит ребенка вместо проявленного нежелательного поведения просить продолжения деятельности в приемлемой форме, затем толерантности в случае отказа на такую просьбу.

Как только ребенок начинает демонстрировать толерантность, взрослый начинает давать сначала самые простые задания, затем более сложные и т.д.


При этом у ребенка будет оставаться возможность продолжить свою мотивационную деятельность. Так, если он в приемлемой форме попросил желаемое, то иногда он будет получать разрешение на это, а иногда — нет. При этом он будет спокойно воспринимать отказ и сохранять надежду, что в следующий раз его желание будет удовлетворено.

Конечно такой тренинг требует значительного количества ресурсов — сил, времени, вовлеченности. Но результаты оправдывают ожидания. Нежелательное поведение уходит как на занятиях, так и дома.
А самое главное этот метод основан на таких принципах, как :

— безопасность ( инструктор работает на предвестниках и не дает “разойтись” тяжелому нежелательному поведению)

— баланс (философия работы заключается в установлении баланса отношений между ребенком и взрослым. Несмотря на то, что руководящий контроль остается за взрослым, ребенок также имеет право на свои желания, в том числе на периодический отказ от того, чем он не хочет заниматься в конкретный момент)

— телегеничность (процедура прозрачна и исключает какой-либо травматичный опыт)

По Хенли мы работаем почти год и у нас уже есть результаты и впечатления, которыми мы готовы поделиться в следующем посте.

Алина Попова, куратор поведенческих программ АВА-направления центра «Мамочка моя»