У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) встречаются разнообразные речевые нарушения, зачастую неодинаково выраженные – от нарушений звукопроизношения до эхолалий (повторений) и нарушений вербальной и невербальной коммуникации. Для таких детей актуальна помощь логопеда, поскольку речь – это не только ведущая форма коммуникации, но и важное условие для развития интеллекта, деятельности, аффективной сферы. В зависимости от способностей, возраста и потребностей ребенка и его семьи выстраивается стратегия развития речи.

Эффективность логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) обусловлена множеством факторов. Так, немаловажную роль играет установление взаимодействия и эмоционального контакта с ребенком – с этого начинается работа как АВА-специалиста, так и логопеда. В сенсорно обедненной среде логопед предоставляет ребенку различные игрушки и развлечения и анализирует последовавшую реакцию ребенка, таким образом изучая интересы и предпочтения, которые в дальнейшем могут быть использованы в процессе обучения.

Затем происходит подбор поощрений. Это один из ключевых этапов в логопедической работе, поскольку без правильно подобранного поощрения даже самая полезная и необходимая работа по коррекции речи затруднится, не приведет к долгосрочному генерализированному результату.

Поощрения не одинаковы для всех детей – они подбираются индивидуально в зависимости от возраста, особенностей и, конечно же, интересов ребенка. Это может быть условное подкрепление (жетоны или наклейки), материальные объекты (любимые игрушки и предметы, планшет), сенсорная стимуляция (щекотка, массаж, слаймы, игры с крупой или объятия) или социальные подкрепления, к которым относятся вербальная похвала, например, «Отлично! Умничка!», и совместная игра.

На занятии поощрение используется для мотивации ребенка и подкрепления его деятельности. Так, с подбора поощрения начинается обучение вокальной имитации, с выбора интересующих ребенка и любимых им занятий – вызывание речи посредством вокальной игры. Поощрения также позволяют подкрепить произношение любых звуков, произнесенных ребенком самостоятельно, причем делать это можно (и нужно) не только логопеду, но и родителям – на протяжении дня отмечать вокализации ребенка, обращать на них внимание и усердно хвалить. Таким образом мы формируем (и укрепляем) связь между произнесенными звуками и поощрением, что способствует росту количества и качества коммуникации.

В арсенале логопеда могут оказаться поощрения, рекомендованные куратором и командой инструкторов, работающих с ребенком, или что-то новое и необычное, что будет использоваться на логопедических занятиях. Замечательно, если ребенок реагирует на социальное поощрение и сам интересуется процессом и результатом занятия. Главное, чтобы поощрение действительно нравилось ребенку, но при этом не вызывало зависимости и не было тем занятием, с которого ребенка очень сложно переключить на другую деятельность.

Кроме того, на успех логопедических занятий влияет структурирование пространства кабинета и объема, времени предоставления материала. Для того чтобы последовательность выполнения заданий была предсказуема и наглядно представлена, можно использовать визуальное расписание. С его помощью ход занятия станет более понятным для ребенка.

Ермолаева Екатерина, логопед.