АВА-терапия и логопедия

Во время работы, специалисты по АВА-терапии часто сталкиваются с неговорящими детьми, которые пытаются коммуницировать с миром только на «языке тела».

ЧТО ТАКОЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ?

Невербальное общение (язык тела) — это коммуникационное взаимодействие между людьми без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику.. Термин «невербальный» означает, что ребенок не использует вокальную коммуникацию на постоянной основе.

О КАКИХ СЛУЧАЯХ ГОВОРИМ?

Зачастую, при аутизме наблюдаются нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий ребенка с окружающими. (Р.И Лалаева, Н.В. Серебрякова).

Речь идет также и о неговорящих (мутичных) детях, у которых может быть нормальный слух, органы речи не иметь патологий, интеллектуальный уровень развития может быть очень высокий, но может оказаться что это ребенок с тяжелой степенью тугоухости, низким уровнем интеллекта и органическими поражениями речи.

К тому же, если врач при обследовании не находит видимых причин для отсутствия речи, но замечает особенности ребенка в эмоционально-волевой сфере, то ребенку чаще ставится аутизм.

Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности, они не испытывают потребности в общении с окружающим миром. (Л.Г. Нуриева)

Обычно вместо типичной речи такие дети используют коммуникацию неэффективным или неподходящим способом (эхолалия и т.п.). Они общаются при помощи указательных жестов, направления действий других (тянут за руку), крика. Часто ребенок с аутизмом, не произнося ни слова, контролирует жизнь всей семьи в

соответствии со своими желаниями. Родители такого ребенка, как правило, знают, что два вскрика означают «включи телевизор», капризный плач подразумевает «возьми меня на руки», а толчок брата значит «я не хочу играть» и т.п.

Логопедическая работа с детьми страдающим аутизмом длительная и кропотливая и начинать ее нужно как можно раньше, в этом очень помогает метод АВА терапии.

ЧТО ЭТО?

АВА терапия (Прикладной анализ поведения ПАП) — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. Прикладному анализу поведения свойственны самокоррекция, открытость, доступность, благотворное влияние на уверенность в себе и оптимизм (Heward. 2005), Беррес Скинер стал родоначальником прикладного анализа поведения – науки о функциональной зависимости поведения от различных внешних факторов. (Джон О. Купер).

И ЧТО?

Используя методы ПАП, логопед может:

  • Научить ребенка понимать обращенную речь
  • Научить пользоваться языковыми конструкциями
  • Научить правильному применению правил грамматики
  • Научить ребенка давать развернутые характеристики предметов и картинок, без подсказок педагога
  • Научить ребенка использовать «речевые клише» в разговоре
  • Научить задавать вопросы
  • Научить ребенка выходить из трудных ситуаций, когда он не знает правильного ответа фразой «Я не знаю»
  • Научить делать выводы из представленных ситуаций
  • Формировать навыки естественной (спонтанной) речи
  • Развивать разговорные навыки (ведение диалога)
  • Развивать беглость, плавность речи
  • Развивать навыки взаимодействия ребенка в группе взрослых и детей (адаптация)
  • Развивать понимание причинно-следственных связей
  • Развивать навыки экспрессивной (устной) речи
  • Развивать импрессивную речь (восприятие речи других людей)
  • Развивать умение рассказывать о прошедшем событии (умение вспоминать)
  • Повышать осознанность поведения во время диалога и внимательность к собеседнику
  • Обогащать жизненный опыт ребенка через книги и стимульный материал по развитию речи на определенную тему и многое другое.

КАКИМ ОБРАЗОМ?

Для более эффективной работы, занятия с логопедом следует начинать в возрасте до 3х лет. Основной принцип обучения – систематическое проведение коррекционных занятий, поэтому родители детей с аутизмом проводят коррекционные мероприятия дома, по заданиям логопеда.

Занятия начинаются с адаптации ребенка в помещении, нахождении с ним контакта, наблюдении за ним, за его ритмом. На этом этапе подбирается и тестируются поощрения для ребенка. Во время занятия следуем за ребенком и поддерживаем его постоянный интерес к деятельности. Принуждать что-либо делать ребенка нельзя! Главная задача логопеда – это привлечь внимание ребенка к рукам и губам взрослого в момент когда он проговаривает звук и подкрепляет его жестом. В дальнейшей деятельности, рекомендуется введение визуального расписания, что облегчит работу родителям и специалистам, и постепенно организует ребенка. Занятие обязательно нужно заканчивать в момент хорошего контакта с ребенком, чтобы закрепить у него положительную эмоцию после окончания работы.

P.S.

Предупреждение родителям: после начала терапии по программе, через определенное время, ребенок перестает «быть удобным», начинает требовать внимания, пытается высказать свои эмоции, появляется требовательность к общению, ребенок становится шумным, у него появляются вокализации. А это значит, что у ребенка произошел прорыв в развитии, у него есть все шансы стать вербальным!

1.Использованная литература:Джон О. Купер Тимоти Э. Херон Уильям Л. Хьюард Прикладной анализ поведения» Издательство Практика, Москва 2016

2. Л.Г.Нуриева «Развитие речи у аутичных детей» методические разработки Издательство Теревинф Москва 2017

3. Рон Лиф и Маккен «Идет работа» Издательство ИП Толкачев, Москва 2016

4. https://www.iloveaba.com/2012/05/teaching-non-verbal-children-to.html