Результаты комплексного применения методов сенсомоторной интеграции и DIR Floortime с тотально слепым ребенком.

Сонечке 3 года. Диагноз девочки — двусторонняя анафтальмия и отставание психического и речевого развития. Ребенок тотально слепой.

С октября 2018 года по июнь 2019 девочка занималась 2 раза в неделю по часу. Важно отметить, что никаких других программ коррекции по другим направлениям в этот период Соня не проходила. На момент обращения ребенок был не контактный, на обращенную речь не реагировал, инструкции не выполнял.

Сенсомоторные особенности на момент начала занятий:
— гравитационная неуверенность,
— не сформирована схема тела,
— поверхностная гиперчувствительность,
— вестибулярная гиперчувствительность,
— слуховая гиперчувствительность,
— нет пространственного ориентирования,
— речь и понимание простых инструкций отсутствует. Произносит звуки и несколько слогов.

В ходе занятий по сенсомоторной интеграции, в первые несколько встреч для установления доверительного контакта с ребенком я использовала методику DIR Floortime.

Определены цели:
— установление контакта,
— снижение поверхностной гиперчувствительности,
— работа с вестибулярной системой,
— ориентировка в пространстве,
— манипуляции двумя руками,
— работа с гравитационной неуверенностью.

Моторное развитие:
— сформировать опору на руки,
— ползать,
— прыгать,
— перелезать и залезать на препятствия.

На первых занятиях основной задачей было найти контакт и выстроить достаточно продолжительную двустороннюю коммуникацию. Для меня было очень сложно держать сенсомоторные цели только в уме и никак не работать над ними, но я понимала, что, если сигналы ребенка не будут услышаны и останутся незамеченными, она откажется заниматься и цели никогда не будут достигнуты. Только выстроив с Соней двустороннюю коммуникацию и показав ей, что она в безопасности, я смогла работать с сенсомоторными особенностями. Соне было сложно довериться, так как поверхностная гиперчувствительность и гравитационная неуверенность выстроили надежную защиту к прикосновениям и движениям.

Методика DIR Floor time как нельзя лучше подошла маленькой Соне: ребенок почувствовал себя безопасно. Я сумела показать ей, что она может выражать свои желания, которые не останутся незамеченными. Стараясь уловить и учесть все ее сигналы, я не забывала о поставленных целях, и бережно небольшими шагами мы могли двигаться к намеченным результатам.

Результаты:
Позволив работать над сенсомоторными особенностями, сегодня Соня смогла выровнять поверхностную гиперчувствительность: она может спокойно ходить по любым тактильным коврикам, по песку и траве, мыться сидя в воде, расчесываться, обниматься и сидеть на руках.

Гравитационная неуверенность и вестибулярная гиперчувствительность пришли в норму. Девочка с удовольствием качается на любых качелях, чувствуя себя на них в безопасности и понимая все перемещения в пространстве. Может сама ходить в верх по лестнице, кататься с горок, прыгать как на фитболе, так и на полу двумя ногами.

Хорошо ориентируется в пространстве. Понимает где, что расположено, находит любые звуковые предметы в любом месте комнаты, как на полу так на уровне глаз и над головой.

Выстроенная схема тела позволяет Соне оптимально его использовать для решения моторных задач. Ребенок научился ползать по ровной поверхности, в тоннеле, а также по нестабильным модулям. Может залезать на любые поверхности и слезать с них. Пользуется двумя руками: достает игрушки из мешочка, кидает мяч, стучит двумя предметами.

Снижена слуховая чувствительность. У Сони все так же остается острый слух, но резкие звуки не вызывают дискомфорт. На данный момент Соня понимает простые инструкции, увеличилось количество слогов и произносимых слов.

Оксана Перминова — сертифицированный инструктор по сенсомоторной интеграции, специалист по мозжечковой стимуляции с применением комплекса «Learning Breakthrough Kit» (Balametrics), специалист DIR Floortime, специалист по реабилитации детей с нарушениями в состоянии здоровья посредством занятий горнолыжным спортом», Член федерации Canadian Ski Instructors Alliance.