Мифы о сенсорной интеграции

Почему качать ребенка 2 часа на качелях — это не СИ? Почему еду лучше оставить для обеда, а «сенсорно интегрироваться» лучше под присмотром квалифицированного специалиста? Давайте разбираться вместе!

Миф 1. Покачать на качелях дома – это тоже СИ.

Качели действительно способствуют стимулированию вестибулярной системы. Cпециалистом для этого используется подвесное оборудование (качели или подвесные валики, гамаки, роликовые доски) которое позволяет применять ВСЕ ВИДЫ движения: линейное, вращательное. Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, представляет работу по коррекционной программе в которой задействованы НЕСКОЛЬКО систем. Если качать ребенка на качелях, задействуя только одну систему – это не домашние задание по СИ.

Миф 2. Купить «Дом совы» и пусть ребенок там сам «сенсорно интегрируется».

Занятие – это направленная разноплановая работа, ее структурирует специалист и он же обеспечивает безопасность. «Дом совы» представляет из себя конструкцию к которой крепятся разные подвесы и качели. Они позволяют применять линейные и ротационные движения стимулируя при этом только вестибулярную систему. Терапевтическое вмешательство может включать в себя несколько систем таких как вестибулярная, проприоцептивная и тактильная, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС.

Во время проведения вмешательства специалист предлагает ребенку сложную исследовательскую физическую активность. Зачастую во время вмешательства ребенок принимает потенциально опасные физические положения и экспериментирует с разными сенсорно-насыщенными видами активности для развития и оттачивания новых сенсомоторных навыков. Поэтому необходимо не только подготовить безопасное помещение и быть готовым поддержать, перехватить ребенка, если этого требует ситуация. Маты, подушки должны всегда закрывать поверхность, а также находиться под рукой терапевта. Терапевт должен всегда занимать место рядом с ребенком, чтобы помочь ему принять то или иное положение, стабилизировать его на снаряде, должен предупредить нежелательные, потенциально опасные движения и положения ребенка. Одного оставлять ребенка не безопасно.

Миф 3. Посадить ребенка в еду – это СИ.

Тактильная стимуляция, направленная на разработку чувствительности ладоней, кожи тела, стоп, лица является стимулированием одной из систем человека. Но для этого нет необходимости использовать именно еду, у нее есть другое предназначение. Для

тактильной стимуляции правильнее использовать бассейн с шариками и разные текстуры. Важно также отметить, что, используя еду, мы можем вызвать аллергическую реакцию. СИ – это индивидуальная работа с особенностями конкретного ребенка включающая несколько систем. Возможно, ваш ребенок совершенно не нуждается в стимулировании тактильной системы. Нужна правильно подобранная коррекционная программа которая поможет ребенку с дисфункцией СИ адекватно интерпретировать свои чувственные сигналы и адаптироваться к новым.

Миф 4. Сенсорная интеграция — нечто абстрактное. Результаты и показатели нельзя измерить и отследить.

Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной — гипочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство. Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, нейропсихолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции. Эти показатели измеряются не только на старте занятий, но и постоянно отслеживаются в ходе работы с ребенком.