Информации вокруг очень много, не всегда получается собрать ее воедино для того, чтобы использовать дома для обучения навыкам самообслуживания, а иногда просто страшно сделать что-то неверно. Самообслуживание важно: улучшение качества жизни ребенка; мы не всегда будем рядом и сможем помочь; много сил и времени родители тратят на то, что ребенок может научиться делать самостоятельно.

Я расспросила нашего куратора АВА как можно родителям привить своему ребенку нужные навыки дома. Как родителям работать дома с детьми? Как обучить навыкам самообслуживания? Интересно? Ловите схему для работы:

Кристина Говорухина: «Да, навык самообслуживания один из самых значимых. Для начала необходимо решить, над какими именно навыками вы планируете работать (ведь придется работать не только ребенку, но и Вам – ждать, терпеть его медлительность).

Оцените возможности ребенка – реально ли то, что Вы хотите получить или стоит разбить большую цель на много маленьких?

Я: Приведите пример пожалуйста.

Кристина: Например, возьмем навык одеваться. Сразу научить ребенка полностью одеваться сложно, выберите то, что ему будет по силам – например, надеть трусы.

Для обучения навыкам самообслуживания мы можем использовать метод цепочек (прямых или обратных) с постепенным уменьшением подсказки. Разбейте навык на подробные звенья цепочки: взять правильно трусы в руки (большие пальцы с внутренней части, а остальные с внешней), сжать пальцы, натянуть трусы вверх. Дальше нужно выбрать, какие части цепочки ребенок может сделать самостоятельно, или же с наименьшей подсказкой.

Я: Что значит «Наименьшая подсказка»?

Кристина: Позже мы будем постепенно уменьшать подсказку при отработке навыка. Каждый раз, помогая ребенку одеться, стараться предоставить подсказку чуть меньше, но, в то же время, своевременно, чтобы малыш оставался успешным, а процесс одевания не превратился в бесконечные муки. Вот список подсказок от наиболее интенсивной к наименьшей:

  • Полная физическая («рука в руке») – взрослый выполняет действие сам, используя руки ребенка
  • Частичная физическая подсказка – взрослый постепенно уменьшает интенсивность физической подсказки. Например, взрослый, при обучение навыку есть, прикасается к запястью или предплечью.
  • Моделирование – взрослый показывает нужный вариант поведения. После чего ребенок повторяет.
  • Подсказка местоположением – при отработке навыков самообслуживания вы можете разложить одежду на диване/ повесить на стул в той последовательности, в какой ее нужно надевать.
  • Вербальные подсказки – например: «Иди мыть руки»
  • Жестовая или указательная подсказка – например, вы показываете на кнопку унитаза, чтобы ребенок смыл за собой.
  • Визуальная – например, изображения около раковины, напоминающие ребенку последовательность действий, когда он моет руки.

Старайтесь отслеживать, как именно вы выполняете навык, какие подсказки сейчас используете, необходимо ли их использование на данном этапе? Иногда мы можем неосознанно предоставлять дополнительные подсказки. Здесь в помощь взгляд со стороны.

Я: Сколько раз в день нужно повторять обучение?

Кристина: В отработке навыков самообслуживания важно отрабатывать навык по возможности во всех естественных ситуациях. Если Вы учите ребенка одеваться – учтите, что теперь вам понадобится чуть больше времени, чтобы собраться. Или, если ребенок будет есть сам, то вероятно, первое время он будет есть долго, а еще может перепачкаться сам и украсить едой все вокруг.

К сожалению, не бывает все идеально, так, как пишет куратор в протоколах по отработке навыка и в итоге, родители спешат в сад/центр/ поликлинику и застегивают нелюбимые сандалии с липучками самостоятельно. И вот уже детская ножка сама ложится к вам на колено, чтобы вы надели на неё башмачок.

Обучаться новому сложно, долго, но постепенно, шаг за шагом, можно прийти к нужной цели.

Ну, и придумайте для себя дополнительное поощрение за работу J

Кристина ГоворухинаОпыт работы с детьми с 2012 года, в настоящее время в детском центре «Белая ворона» г. Москва (инструктор и куратор ABA), центра «Мамочка моя» Нижний Новгород куратор АВА. Подготовка: МГПУ, Психология образования (бакалавриат), МГППУ, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с РАС (магистратура), МГППУ, Профессиональная переподготовка по программе «Детское и семейное консультирование». Тренинги по работе с нежелательным поведением, обучению игровым навыкам, Полный курс обучения на поведенческого аналитика: BCBA course sequence from Moscow Centre of Pedagogy and Psychology (number 4363/4364), 9 модулей, 2016-2017гг, Семинар «Денверский метод (ESDM) в работе с детьми с РАС очень раннего возраста», 2018г.