Каждая семья, в которой растет ребенок с особенностями развития, знакома с таким понятием как утрата навыков. Еще этот процесс называют регресс, хотя в разговорной речи чаще всего используется сленговое словечко «откат». Как бы ни хотелось уберечь своего особого малыша от так называемых «откатов» в развитии, важно понимать, что это важный этап. Что это за явление точки зрения нейропсихологии и как с ним справляться рассказывает нейроспихолог Елена Михайловна Носкова.

«На мой взгляд, что в любом методе коррекции, а не только в нейрокоррекции, должен соблюдаться принцип системности. Как бы ни было сложно родителям особенных деток, прерывание процесса негативно сказывается на результате. Что происходит во время занятий: мозг научается новому, привычное повеление и наработанные нейронные связи начинают изменяться. Происходит слом стереотипов.

Мозг, а в связке с ним и тело — два взаимосвязанных элемента. Они должны научиться жить по-новому, не так, как привыкли. От тела мозг получает импульс, который должен правильно обработать, верно идентифицировать информацию и адекватно ответить.
Но мозг привык давать не верный ответ или не отвечать совсем, просто потому что не привык отвечать. Коррекция, занятия обучают мозг отвечать правильно. Тело и мозг должны наработать новые связи, они, связи, должны пройти миелинизацию, и на всё это нужно время. Если в процессе у ребёнка прерываются занятия по разным причинам (плохое самочувствие ребёнка, занятость родителей), то наработанные связи не успевают миелинизироваться, а значит, правильно функционировать. Миелинизация — как изоляция у провода, если провод изолирован, то электронный импульс по нему проходит без сбоев и не «искрит», не прерывается. Так и в нейронных связях не миелинизированные связи либо будут давать сбой в виде поведенческих негативных изменений у ребёнка, либо всё вернётся в старую схему и неизбежен «откат». «Откат» может произойти и во время слаженной работы родителей и специалиста на фоне быстрого разрыва привычных связей и медленного нарастания новых.

Во всех случаях не следует опускать руки, надо терпеливо двигаться вперёд. Особенный ребёнок 24 часа в сутки находится не в норме, не уменьшайте его время, в которое он может приблизиться к норме.
Понятно, что, если ребёнок заболел, заниматься с специалистом не получится. Оставаясь дома, не прекращайте занятий, даже если эти занятия или упражнения кажутся простыми. Делать и всё!
Уменьшите нагрузку, но продолжайте движение вперёд, не игнорируйте домашние задания, пусть вы не сможете сделать всё точно, как сделает специалист, но ваша материнская любовь преодолеете все шероховатости. Не останавливайтесь.

Для того, чтобы стоять на месте, надо идти, а для того, чтобы двигаться вперёд, надо бежать! Сил вам и успехов на вашем пути!»