Для России «Floortime» — слово новое и не для всех понятное, ведь появилась эта методика на просторах нашей страны сравнительно недавно. Российская Ассоциация DIR/Floortime зарегистрирована в 2019г. Меж тем, этот метод был создан в далеком 1979г. американским профессором Стенли Гринспенсом и вот уже не одно десятилетие успешно используется во всем мире.

Floortime часто называют игротерапией и, надо сказать, вполне заслуженно. Даже само название переводится с английского как «время, проведенное на полу», ассоциируясь с детскими играми. Для ребенка такое занятие — действительно игра, веселая и интересная. А вот специалист точно знает, над какими навыками он сейчас работает, и каким должен быть результат. Floortime – не просто игра, это структурированная методика, система развития когнитивных способностей ребенка.

Чем Floortime кардинально отличается от других техник? Этот метод базируется на уважении к ребенку, на его интересах. Инструктор не предлагает своей игры, не навязывает свою точку зрения и не оценивает правильность выполнения заданий. Вместо этого он расширяет сферы интересов и возможностей ребенка самым доступным способом – через совместную игру.

Давайте заглянем в закулисье инструкторов и специалистов DIR/Floortime и посмотрим на эту методику «изнутри».

Специалистами DIR/Floortime используются 9 ступеней функционально эмоционального развития ребенка. Главная цель занятий – продвижение по ним вверх.

Степени функционального эмоционального развития

В самом начале работы инструктор определяет на какой «ступеньке» находится ребенок, в какой степени у него развиты навыки на каждой из них, и составляет индивидуальную программу. При этом принимаются во внимание: особенности ЦНС ребенка, его медицинские данные, история семьи, особенности всех ее членов и их взаимоотношения, семейные ритуалы и традиции, сенсорный профиль семьи и ребенка, его привычки (что любит и не любит). Очень важно понимать, как живет ребенок, и что его окружает.

На первых занятиях инструктор должен создать (да, именно создать) причину, по которой ребенок захочет с ним играть. Нужно приглядеться к ребенку и выяснить, в чем состоит его истинный интерес. Специалист устанавливает в контакт со своим подопечным, подстраивается к его естественной деятельности, постепенно развивая эту деятельность в интересную игру.

Когда установлено равноправное игровое взаимодействие взрослого и ребенка, инструктор начинает использовать стратегии DIR для тренировки эмоциональной устойчивости своего подопечного. Это необходимо не только детишкам с «полевым» поведением. Так мы учим ребенка взаимодействовать с другими людьми, учиться у них. Дети должны быть способны фокусировать внимание на том же, что и взрослый, сохранять спокойное состояние и активно впитывать информацию из общения с другими, а также из того, что они видят, слышат, обоняют, осязают, пробуют на вкус, и из собственных движений.

По мере расширения и развития игры, расширяются и развиваются когнитивные способности ребенка. Например, начиная с 3-ей «ступеньки», DIR/Floortime быстрее любой другой методики учит ребенка понимать речь, целенаправленно коммуницировать.

Подведем итоги.

Что приобретает ребенок в результате работы по Floortime?

1. Развитие коммуникации.

2. Развитие эмоционального интеллекта.

3. Развитие когнитивных способностей.

Если Вы решили обратиться к специалисту по DIR/Floortime, обязательно убедитесь в его/ее компетенции. ПОЛНЫЙ список ВСЕХ сертифицированных специалистов (во всем мире) размещен на http://www.icdldirectory.com/. Он всегда актуален.

Как и в АВА-терапии, специалисты DIR/Floortime не работают сами по себе, существуют супервизирующие и контролирующие органы. Супервизии во всех городах России проводят эксперты-преподаватели нашей Ассоциации. Сертификацией всех специалистов DIR/Floortime в мире занимается Институт ICDL (USA).