Повторное совершение действий, которые провоцируют возникновение чувств удовлетворения или же это самостимуляции. Самостимуляции «обитают» в органах чувств и могут принимать самые различные формы, российские авторы В.М. Башина и О.С. Никольская [18, 20] выделяют следующие стереотипии:

зрительные; двигательные; сенсорные; речевые; поведенческие; влечение к ритму; эмоционально-аффективные; звуковые; тактильные; вкусовые; вестибулярные; обонятельные, самоагрессия.

G. Berkson разработал классификацию [3], отличную от русских исследователей: поведение является произвольным, поведение недостаточно вариабельно, поведение наблюдается на протяжении длительного периода времени (по крайней мере, нескольких месяцев), поведение не меняется при воздействии факторов окружающей среды, не соответствует возрастным нормам развития.

Механизм возникновения самостимуляций рассматривается, в основном в медицине, как возникновение определенных форм стереотипного поведения при дисфункции или возрастной незрелости определенных структур мозга [17].

В прикладном анализе поведения стимминг это оперантное (приобретенное в процессе жизни) поведение, которое поддерживается или усиливается последствиями, возникающими в результате данного поведения.

Соответственно, если человеком приобретается какое-либо поведение, значит оно выполняет для него определенную функцию. Л. Каннер и Г. Аспергер считали целью стереотипий уход от раздражающего фактора, который может представлять собой гнев, страх, физиологические потребности, радость и т.д.

Понять с чем приходится бороться людям с аутизмом в контексте стимминга и как он помогает им в жизни нам поможет статья 2019 года: «Людям нужно позволять делать то, что им нравится: взгляды аутичных взрослых и их опыт стимминга» Стивена К. Каппа и коллег [19]. Стимминг в контексте регулирующего поведения разделяется на 4 группы:

  1. Подавляющая среда. Внешние причины описываются как запутывающие, непредсказуемые, подавляющие. Это неразрывно ведет к чрезмерной сенсорной стимуляции, способствуя стрессовым эмоциональным состояниям. Сенсорную гиперчувствительность, относящаяся к трудностям межличностного общения, которая вызывает потребность в механизме совладания.
  2. Сенсорная перегрузка. Особое состояние, возникающее в случае, если нервная система не в состоянии справиться с потоком информации, поступающей извне. Сенсорная перегрузка может привести к состоянию сенсорного срыва, являясь его предшественником и запускающим механизмом [21].
  3. Шумные мысли. Нерегулируемые, чрезмерные или отвлекающие мысли, которые приводили к стимуляции, иногда связанные с определенными стимуляторами.
  4. Неудержимые эмоции. Проявление стимуляций в ответ на положительные и отрицательные эмоциональные состояния (вид стимуляций в двух этих состояниях отличается друг от друга). Здесь она может находится под сознательным контролем и использоваться для предотвращения эмоциональной дисрегуляции.

Стимминг дал аутичным людям механизм контроля поведения для саморегулирования состояния эмоционального гипервозбуждения на фоне бомбардировки подавляющих ощущений или мыслей, что согласуется с классическими и современными теориями аутизма.

В состоянии самостимуляций люди могут причинить вред другим людям, но не осознают этого до тех пор, пока им не сообщат об этом. Здесь размышления людей с аутизмом и научного сообщества сходятся о том, что коррегировать стиммы нужно в том случае, если они препятствуют повседневной адаптации и жизнедеятельности или приводят к физическим повреждениям в любых проявлениях.

Изменять стимулирующее поведение необходимо постепенно, ставя потребности человека на первое место [15].

В поведенческой терапии эффективность продемонстрировали следующие методы коррекции:

  1. Блокировка и перенаправление. Блокирование реакции и перенаправление на альтернативное поведение [Ahearn et al. (2007); Koegel et al. (1974); Liu-Gitz and Banda (2010)];
  2. Дифференцированное подкрепление несовместимого поведения (DRI). Выбор поведения, топографически несовместимого с целевым поведением и его подкрепление [Azrin et al. (1988)];
  3. Тренинг функциональной коммуникации (FCT). Обучение просьбы функционально-приемлемым способом для получения, желаемого той же функции, что и при самостимуляции [Kennedy et al. (2000)];
  4. Визуальное расписание. Формирование навыка самозанятости [Conroy et al. (2005); Horner et al. (1997)];
  5. Физические упражнения. Например, выполнение какой-либо активной деятельности перед заданием или занятием, на которых ребенок демонстрирует самостимуляции [Kern et al. (1984)];
  6. Обогащение окружающей среды. Создание конкурирующих условий путем обогащения среды мотивационными стимулами [Piazza et al. (2000); Rapp and Vollmer (2005); Vollmer et al. (1994)];
  7. Стратегии развития навыков. Обучение более адаптивным навыкам (например, навыкам социальной инициативы); с целью, что повышение соответствующих навыков компенсирует необходимость воспроизводить поведение, которое не служит четкой цели [Lee et al. (2007), Loftin (2005), Loftin et al. (2008)].

Рассмотрев этиологию и методы коррекции самостимуляций мы ознакомились с общими положениями, прежде, чем брать в работу самостимулятивное поведение, необходимо проконсультироваться со специалистом, для качественного и эффективного вмешательства.

Литература

  1. Ahearn WH, Clark KM, MacDonald RPF, Chung B. Assessing and treating vocal stereotypy in children with autism. Journal of Applied Behavior Analysis. 2007;40:263–275.
  2. Azrin NH, Besalel V, Jamner JP, Caputa JN. Comparative study of behavioral methods of treating severe self-injury. Behavior Resident Treatment. 1988;3:119–152.
  3. Berkson G. Repetitive stereotyped behaviors // Am. J. Mental Deficiency. 1983. Vol. 88. P. 239–246.
  4. Conroy MA, Asmus JM, Sellers JA, Ladwig CN. The use of an antecedent-based intervention to decrease stereotypic behavior in a general education classroom: A case study. Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2005;20(4):223–230.
  5. Horner RH, Day HM, Day JR. Using neutralizing routines to reduce problem behaviors. Journal of Applied Behavior Analysis. 1997;30:601–614.
  6. Kennedy CH, Meyer KA, Knowles T, Shukla S. Analyzing the multiple functions of stereotypical behavior for students with autism: Implications for assessment and treatment. Journal of Applied Behavior Analysis. 2000;33(4):559–571.
  7. Kern L, Koegel RL, Dunlap G. The influence of vigorous versus mild exercise on autistic stereotyped behaviors. Journal of Autism and Developmental Disorders. 1984;14(1):56–57.
  8. Koegel RL, Covert A. The relationship of self-stimulation to learning in autistic children. Journal of Applied Behavior Analysis. 1972;5:381–387.
  9. Lee S, Odom SL, Loftin R. Social engagement with peers and stereotypic behavior of children with autism. Journal of Positive Behavior Interventions. 2007;9(2):67–79.
  10. Liu-Gitz L, Banda DR. A replication of the RIRD strategy to decrease vocal stereotypy in a student with autism. Behavioral Interventions. 2010;25:77–87.
  11. Loftin RL, Odom SL, Lantz JF. Social interaction and repetitive motor behaviors. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2008;38:1124–1135.
  12. Loftin RL. Self-monitoring treatment package for increasing social initiations and the collateral reduction of stereotypic behavior. Doctoral dissertation, Indiana University; 2005. 2005.
  13. Piazza CC, Adelinis JD, Hanley GP, Goh HL, Delia MD. An evaluation of the effects of matched stimuli on behaviors maintained by automatic reinforcement. Journal of Applied Behavior Analysis. 2000;33:13–27.
  14. Rapp JT, Vollmer TR. Stereotypy I: A review of behavioral assessment and treatment. Research in Developmental Disabilities. 2005;26:527–547.
  15. Rudy L.J. What Is Stimming in Autism? / Электрон. текстовые дан. – 2021. – Режим доступа: https://www.verywellhealth.com/what-is-stimming-in-autism, свободный.
  16. Vollmer TR, Marcus BA, LeBlanc L. Treatment of self-injury and hand mouthing following inconclusive functional analyses. Journal of Applied Behavior Analysis. 1994;27(7):331–344.
  17. Аттаева, Л. Ж. Стереотипии у детей / Л. Ж. Аттаева, И. В. Макаров // Социальная и клиническая психиатрия. – 2021. – Т. 31. – № 2. – С. 79-85.
  18. Башина В.М. О синдроме раннего детского аутизма Каннера // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1974. Т. 74. № 10. С. 1538–1542.
  19. Капп, С. «Людям нужно позволять делать то, что им нравится»: взгляды аутичных взрослых и их опыт стимминга // С. К. Капп, Д. Эллиотт, К. Элфик, Д. Рассел. Sage journals, 2019. — №23(7). – С. 1782-1792. DOI: 10.1177/1362361319829628
  20. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997. 341 с
  21. Руднева, Ю. А. Специфика коррекционной работы педагога-психолога с детьми с рассмтройством аутистического спектра в условиях сенсорной перегрузки / Ю. А. Руднева // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. – 2019. – Т. 2. – № 4(5). – С. 81-86.