При нормальном развитии в первые месяцы жизни ребенка появляется гуление, а затем лепет. Ребенок начинает издавать разные звуки, подражает звукам, которые слышит от взрослых. В сознании малыша появляются понятия, он понимает звуковые образы и умеет произносить звуки. Поэтому, когда ребенок начинает повторять слова, это происходит естественным образом. 

Как помочь ребенку, если в этом механизме поломка и что-то идет не так?

1) Помогите малышу связать звуковые образы с конкретным предметом. 

Предложите ребенку выбор, тогда ему придется подумать, чего он хочет. Правильный вариант ответа нужно ставить первым: «Ты хочешь сок или спать?». Если ребенок повторяет слово «спать» только потому, что он услышал его последним, то отведите малыша спать. В этот момент ребенок наверняка запротестует. Спросите: «Что же ты хочешь, сок или спать?» Скоро ребенок сможет понять соотношение звукового образа, предмета или действия. 

2) Помогите ребенку захотеть общаться.

Использование и освоение эмоциональных жестов — это ключ к речи ребенка. Он должен понять, что эмоциональные сигналы рождают ощущение близости к другому человеку. Малыш чувствует тепло и заботу не только во время объятий, но и при обмене жестами и словами. Ребенок, который ценит само общение с людьми, старается подражать взрослым, быстро учит слова и начинает использовать их. Если дети осваивают общение только путем имитации, процесс идет тяжелее. 

3) Научите говорить осознанно.

Говорит осознанно только тот, кто мыслит. Когда ребенок без всякого смысла произносит слово «сок», предложите ему сок и машинку. Посмотрите, к чему он потянется, выделите интонацией слово, обозначающее предмет, который он хочет. Так вы помогаете произносить слова осознано, а не механически. 

4) Используйте ролевые игры.

Ролевые игры создают мир, наполненный символами и образами. У ребенка появляется больше поводов, чтобы использовать слова и понятия. Малыша, у которого на сейчас есть только предметная игра, тоже можно вовлечь в сюжетную игру. Он катает поезд? Спросите от лица машиниста: «Можно я поеду в вагоне?» Ребенок согласился, поезд едет, но на рельсах возникает шлагбаум! Вы от лица человечка спрашиваете: «Открыть? Куда дальше поедем, направо или налево?». 

5) Станьте любимой игрушкой.

Присоединяйтесь к любой деятельности ребенка! Не настаивайте на своем сюжете, просто вводите новых персонажей в его игру. Выдерживайте паузы, ждите сигналов, звуков или слов ребенка, чтобы построить диалог. Используйте провокации, они дают возможность развивать мышление. Ребенок катит машинку, поставьте перед ней книжку, машинка врезается: «Ой авария! Что же делать? Ехать в автосервис?». Машинка ехать не может, она сломана: «Вызвать эвакуатор?». Приехали в автосервис, а он закрыт: «Что делать? «Позвонить?»
 
Чтобы ребенок произносил слова, он должен хотеть это делать, желать общаться и быть понятым и услышанным. Играйте, поддерживайте ребенка, присоединяйтесь к его деятельности, следуйте его идее. Это не только прекрасное времяпрепровождение, но и изящный способ потренировать речь в игре.

#Floortime@mamochka_moja #мамочкамоянн #флортайм #речь #запускречи