В первую очередь — ребенок. У взрослых есть навыки, ресурсы и нейротипично сформированная нервная система. У деток чаще всего нет ни речи, ни альтернативного способа сообщить окружающим о своих желаниях и страхах. Из-за этого — много тревожности, много стимов, много мешающего поведения. Поэтому главное — чтобы ребенку стало спокойно и хорошо.
Когда у ребенка появляется возможность эффективно влиять на окружающий мир: просить и получать желаемое, отказываться и сразу быть понятым, а не через 40 минут слез и воплей, когда он может проявить свою «самость» и кушать ложкой, занимать себя или надень шапку без посторонней помощи — качество жизни ребенка ощутимо меняется в лучшую сторону. Меньше поводов для истерик — счастливей и спокойнее ребенок.
Второе. Семья — это действительно архиважная часть жизни ребенка. Если у мамы, папы, опекуна, няни есть возможности и силы принимать активное участие в работе над обучением ребенка — это отлично. Это поможет быстрее сформировать навыки, потренировать их не только в стенах центра, а значит, ребенок скорее их «присвоит» и будет самостоятельнее. Если мама или другой значимый взрослый находится в глубоко депрессивном состоянии и не готова к активным действиям, то насильно за стол сажать маму без сил никто не будет. Потому что смотрим пункт 1 — ребенку должно быть хорошо и спокойно. А когда ребенку спокойно и мир его понимает, не пугает, то и мама может посетить магазин или врача, закрыв за собой дверь без последствий. И жизнь семьи становится гораздо гармоничнее.
И третье. Мама всегда в курсе событий. Все цели индивидуальной программы согласовываются с родителями ребенка. Успехи и сложности ребенка на занятиях, еженедельные отчеты о проделанной работе предоставляются семье в закрытых чатах детей. Если возникают вопросы и сложности родитель всегда может обратиться с этими вопросами к куратору и получить ответы. Семья должна быть хорошо информирована, а ребенок — получать качественную эффективную терапию, и это не подлежит обсуждению.
Когда-нибудь, в прекрасном далеком будущем семьи будут приходить в терапию целиком: ребенок — в АВА, догонять навыки, запускать речь, игру, самообслуживание; родители — в психотерапию. Справляться с горем, приходить к принятию и учиться выстраивать границы своей семьи с учетом открывшихся обстоятельств. Всё это будет заботливо, экологично, системно, результативно и крайне полезно для всех членов семьи. А сейчас мы работаем с детьми, чтобы, улучшая качество жизни ребенка, росло и качество жизни всей семьи.