К чему приводит DIR Floortime

С апреля 2019 года в центре «Мамочка моя» занимается Оля Л. Девочке 3,5 года. Диагноз — задержка психоречевого развития, расстройство аутистического спектра. Дважды в неделю по часу с ней работает специалист DIR/Floortime Алёна Швецова.

В результате первичной диагностики были получены следующие данные:

Оля с большим трудом шла на контакт со взрослыми, зрительный контакт слабый, игра бедная, ролевой игры не было. Ей постоянно была необходима сенсорная стимуляция: она любила тереться о вещи, кружиться, бегать, тянула в рот несъедобные предметы. Быстро теряла внимание к игрушкам, были сложности с концентрацией внимания, боялась громких шумов. 

Речь также была развита слабо: девочка общалась с помощью небольшого набора элементарных жестов и слов, не понимала обращенную речь, мама понимала дочь интуитивно.

Работа начата с 1-2 ступени эмоционально-функционального развития — это работа с саморегуляцией и вовлечение ребенка в контакт. Поэтому в ходе занятий большой акцент был сделан на сенсорные игры и потешки с использованием базовых стратегий DIR Floortime. Специалист обеспечила Оле чувство безопасности что подержала интерес ее к окружающему миру. Девочка оставалась эмоционально вовлечена в игру, что позволило заложить основу для будущего обучения.

Спустя полгода можно с уверенностью сказать о том, что Оля больше не нуждается в самостимуляции, ее внимание стало сконцентрированным, а полевое поведение ушло. Ее не пугают на громкие шумы, не боится мигающих огоньков. Оля может оставаться спокойной и сосредоточенной продолжительное время, девочка научилась отзываться на имя, выбирать один предмет из многих, активно пользуется указательным жестом.

Оля может сохранять контакт до 30 минут, обращается с просьбой о взаимодействии более 5 раз за час, в том числе если это касается решения социальных задач.

Динамика развития речи: новых слов пока не появилось, но она стала осознанно использовать имеющийся словарный запас. Говорит более четко, повторяет слова, очень старается, даже если не получается. Появились эмоционально окрашенные вокализации, жестовый язык стал более понятным. Оля позволяет рядом с собой изображать разных персонажей.

В целом Оля показывает хорошую динамику, с большим удовольствием ходит на занятия, и сама очень радуется успехам и открытиям. Проявляет интерес к другим людям, теперь в ее арсенале есть возможность показать предвкушение, разочарование, любопытство; она протестует, сердится, отвечает на жесты, вокализацию. 

Важно отметить, что на каждом занятии вместе с девочкой были мама или папа. Они учились по-новому взаимодействовать с дочерью, выполняли рекомендации и задания специалиста. Благодаря этой командной работе, включенности и активной позиции родителей, мы можем видеть такие хорошие результаты. Сейчас Оля продолжает занятия в Центре и дома, также стало возможным подключить дефектолога.

Алена Швецова, специалист DIR Floortime.