Коммуникативная группа для детей: что это и почему выбирают именно ее

Современные родители все чаще ищут эффективные и результативные занятия для развития речи и общения у детей. Особенно это актуально для детей с аутизмом (РАС), задержкой речевого или психического развития, СДВГ, ЗПРР и другими особенностями. Одним из самых действенных форматов является интенсивный курс в коммуникативной группе – программа, ориентированная на формирование и укрепление навыков общения в краткие сроки.

Такая группа детей под руководством опытных специалистов не просто «играет и учится говорить», а проходит системную терапевтическую программу, где каждое занятие направлено на реальное улучшение жизни ребенка и всей семьи. В группе создается безопасная среда, где дети учатся понимать, выражать свои желания и включаться в контакт.

Коммуникативная группа ( 1 занятие , 3 часа) — 3 300р.

Почему именно интенсивный курс?

Интенсивные занятия в коммуникативной группе проходят ежедневно (3–5 часов в день, 5 раз в неделю) в течение 4–8 недель. Такой ритм позволяет достигать результатов, которые при стандартной частоте посещения занимают месяцы и даже годы. Это особенно важно для детей в возрасте от 2 до 10 лет, когда окно для активного развития речи и социального взаимодействия еще открыто.

Отзывы родителей подтверждают: участие в интенсивной программе часто становится поворотной точкой в развитии ребенка. Появляется контакт, совместная игра, первый отклик на имя, первые слова или жесты, улучшается поведение. Мы регулярно наблюдаем, как занятия в группе становятся катализатором социальных прорывов у самых замкнутых детей.

Кроме того, группа дает возможность детям учиться у других – видеть примеры, повторять, получать подкрепление не только от взрослых, но и от сверстников. Это мощный инструмент естественного обучения.

Что развивает коммуникативная группа?

Коммуникативная группа – это не просто логопед или дефектолог «в мини-группе». Это:

  • структурированная работа под руководством куратора (поведенческого аналитика, нейропсихолога, логопеда);
  • сочетание индивидуальной и групповой работы;
  • четкие цели и план развития навыков;
  • сопровождение семьи на каждом этапе курса.

Курс помогает развить:

  • учебное поведение: внимание, усидчивость, следование инструкциям;
  • речь и альтернативную коммуникацию: запуск вокальной речи, обучение PECS, жестам, карточкам, кнопкам;
  • понимание обращенной речи и реагирование на нее;
  • навыки социального взаимодействия: умение поздороваться, позвать, отказать, разделить внимание;
  • самообслуживание и игровые навыки, которые критически важны для детей дошкольного возраста.

Работа строится на базе ежедневных занятий, включающих игру, практику коммуникации, сенсорные и двигательные упражнения. В группах обязательно чередуются активные и спокойные этапы, чтобы обеспечить эмоциональный комфорт детей.

Как проходит участие в коммуникативной группе?

  • Знакомство и анкетирование. После звонка или заявки на сайте специалисты центра связываются с родителями, чтобы собрать первичную информацию: возраст ребенка, уровень развития, поведенческие особенности, текущие навыки, мотивация. Все это помогает подготовить старт курса. Также мы анализируем, какая группа занятий будет оптимальной по уровню и темпу для вашего ребенка.
  • Первичное занятие. На первой встрече проводится оценка навыков и запросов семьи. Мы оцениваем, насколько ребенок готов к групповому взаимодействию, и ставим конкретные цели на курс: запуск речи, повышение понимания, совместная игра и др. В этом помогает опыт взаимодействия с разными группами детей и понимание их потребностей. Куратор составляет подробный поведенческий и коммуникативный план на основе оценки. В нем прописано, какие навыки будут развиваться, какими методами, кто отвечает за реализацию. План гибко адаптируется по мере развития ребенка. Он также учитывает структуру занятий в группе – чтобы каждый ребенок получал достаточную поддержку.
  • Занятия: индивидуальные и групповые. Ребенок занимается в мини-группе (обычно 2–4 ребенка), где развиваются навыки общения со сверстниками, и проходит индивидуальную работу со специалистом. Такая комбинация дает максимальный эффект. Группа детей подбирается по возрасту и уровню развития – мы не формируем группы случайно. Каждая группа занятий формируется с учетом сенсорных, эмоциональных и речевых особенностей детей. Также мы следим, чтобы каждый участник чувствовал себя в группе безопасно. В день у ребенка проходят несколько типов занятий: коммуникативные игры, обучение взаимодействию, упражнения на речь, моторные активности, сюжетно-ролевые занятия в группе.
  • Вовлечение родителей. На последних неделях курса проводится тренинг для родителей: вы учитесь правильно взаимодействовать с ребенком, понимать его сигналы и поддерживать развитие речи и поведения дома. Это важнейшая часть курса, обеспечивающая длительный результат. Также родители могут присутствовать на отдельных занятиях группы, наблюдать и задавать вопросы кураторам. Это помогает лучше понимать, как ведет себя ребенок в группе сверстников.
  • Рекомендации после завершения. После курса родители получают подробные рекомендации: как продолжать занятия дома, какие направления приоритетны, какие пособия использовать, когда повторить интенсив или перейти в регулярную группу занятий.
  • Регулярное сопровождение и отчет. Каждую неделю вы можете общаться с куратором, задавать вопросы, обсуждать прогресс. По итогам курса – получаете письменный отчет о развитии ребенка, с фотографиями, примерами, списком освоенных навыков.
  • Обучение персонала. Если у вас есть няня или вы работаете с другим специалистом (логопед, АВА-терапевт в другом городе), мы можем обучить его методике, чтобы работа продолжалась после завершения курса. Это особенно актуально для семей из других регионов, где занятия в группе доступны не всегда.

Кому подходит коммуникативная группа?

Детям от 2 до 10 лет, у которых:

  • нет речи или она развита слабо;
  • есть трудности в общении (не откликается, не обращается к взрослым, не играет с детьми);
  • нарушено понимание речи;
  • наблюдается нежелательное поведение (истерики, агрессия, отказ от взаимодействия); затруднено включение в обычный детский коллектив;
  • есть диагнозы: РАС, ЗПР, ЗПРР, СДВГ, дизартрия, алалия и др.

Также группа отлично подходит для тех детей, которые только начинают посещать дошкольные учреждения или планируют идти в детский сад: занятия помогают адаптироваться к формату коллектива, улучшить коммуникацию, научиться следовать правилам.

Наша команда

Ивенина Елизавета — куратор поведенческих программ АВА

Бакалавриат в НГПУ им. Козьмы Минина, направление: Специальная (дефектологическая) психология

4 курса сертификационной программы подготовки специалистов по прикладному анализу поведения BCaBA (курс проведен сертифицированным поведенческим аналитиком Юлией Эрц, МА, BCBA, Израиль)

Обучение поведенческим программам ABA:

  • 2021 г. Тренинг «АВА-терапия. Применение базовых стратегий обучения». Тренинг проведен Алёной Макеевой, МА, ВСВА.
  • 2023 г. Тренинг «Методы оценки речевых навыков». Тренинг проведен Натальей Малиновой, сертифицированным поведенческим аналитиком CBA-S, преподавателем проекта «Аутизм: коррекционная работа на основе АВА
  • 2023 г. Тренинг «Применение экспериментального анализа для определения функции поведения». Тренинг проведен Софьей Омелечко, сертифицированным поведенческим аналитиком CBA-S,преподавателем проекта «Аутизм: коррекционная работа на основе АВА» 
  • 2023 г. тренинг «Тренинг персонала и обеспечение процессуальной точности вмешательства» 
  • 2024 г. Курс Екатерины Крыловой, ВСВА «Терапия Принятия и Ответственности»
  • 2024 г. Практический функциональный анализ и тренинг с опорой на навыки, FTF Behavioral Colsulting, Gregory P. Hanley Ph.D. BCBA-D, LABA

Прохожу супервизии дважды в неделю у Алины Поповой CBA-S, Александры Малыхиной  IBA, АСТ терапевт.

Алина Попова — Поведенческий аналитик и супервизор CBA-S

ННГУ им.Н.И. Лобачевского — Магистратура по направлению психология личности, 2018.

Обучение на поведенческого аналитика:

  • 2019 г. Практический семинар Autism Partnership: Intensive supervised ABA hands-on workshop training, ведущие Kan Wong, Justin Cho, 18 часов
  • 2019 г. Семинар-тренинг «Метод систематической десенсибилизации». Теория 7 академических часов, практика 11 академических часов. Ромек В. Г., к. пс. н. доцент, Директор института тренинга и психодраммы
  • 2018 г.  Обучающий практический курс АВА-центра Мозаика по подготовке АВА-инструкторов
  • 2022 г. — FTF Behavioral Consulting, Practical Functional Assessment and Skill-Based Treatment (Gregory P. Hanley) Практический функциональный анализ и тренинг построения навыков (Г.Хэнли) (10 часов).
  • 2021 г. Успешно окончила 5 модулей сертификационной программы Программа подготовки специалистов по прикладному анализу поведения Юлией Эрц, МА, BCBA, Израиль.
  • 2022 г. Курс для специалистов «Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи», 1 модуль. Ведущая: игровой логопед Татьяна Грузинова. Москва. 
  • 2022 г. Курс для специалистов «Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи», 2 модуль. Ведущая: игровой логопед Татьяна Грузинова, Москва. 
  • 2024 г. Курс для специалистов «Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи», 3 модуль. Ведущие: игровой логопед Татьяна Грузинова, Елизавета Гурина, Москва.

Надежда Романова — специалист АФК/ЛФК

Первое образование Надежды Викторовны — медицинское, специальность «лечебное дело». В 2007 году — второе высшее с квалификацией «специалист по адаптивной физической культуре для лиц с различными отклонениями в здоровье», а сразу после — прошла курс профессиональной подготовки по данной специальности в медицинской академии им. Павлова в Санкт-Петербурге.

Елена Карпилина — Специалист по MNRI

Обучения по MNRI:

  • 1994 г. Высшее профессиональное образование в Нижегородский государственный универсистет им. Н.И.Лобчевского 
  • 2014 г. Профессиональная переподготовка по программе «Логопедия» в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» 
  • 2018-2022 г. Международном университете сенсомоторной нейромодуляции и нейроразвития Светланы Масгутовой по следующим направлениям»: «Интеграция динамических и постуральных рефлексов» (2 модуля), «Нейротактильная интеграция рефлексов» (2 модуля + IPET — интенсивное профессиональное образование терапевтов), «Интеграция архетипов движений», «Интеграция зрительных и слуховых рефлексов», «Эпилепсия», «Посттравматическое стрессовое расстройство»
  • 2018 г. Со-творение по направлениям: «Телесно-ориентированная терапия с опорой на теорию построения движений Н. А. Бернштейна», «Волны и ритмы» (автор Максимова Елена Владимировна, Москва)
  • 2021 г. Международной академии медицинской реабилитации по следующим направлениям: «Функциональная терапия в нейрологопедии», «Функциональная терапия в педиатрии» (успешно прошла 4 ступени курса), «Онтогенез человека от 0 до 3 лет», «Биомеханика человека» , «Нейроанатомия моторики» и т.д.
  • 2019 г.  «Логопедический массаж в структуре индивидуальных занятий при дизартрии и ММД» в ЧОУ ДПО «Логопед-профи» (автор Архипова Елена Филипповна)
  • 2018 г. «Интраоральный массаж и миофункциональная гимнастика при предлогопедической и преортодонтической подготовке» (автор Байрамова Ляйля Нуровна)
  • 2020-2025 г. «Анатомия движения для профессионалов» (автор Наталья Королева, Москва) 
  • 2020 г. «Нейропсихологический аспект в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, нарушениями речи и поведения» (Московский психолого-социальный университет)
  • 2021 г. «Креативная и средовая педагогика с детьми до 3 лет, музыкально-двигательное творчество» (Евгений Белозеров, Москва)
  • 2020 г. «Телесно-ориентированная психотерапия» (автор Константин Дуплищев), успешно прошла 10 модулей в образовательном центре профессионального развития «Сфера»
  • 2019 г. RESET, направленной на балансировку мышечного тонуса всего тела, через воздействие на мышцы височно-нижнечелюстного сустава (автор метода австрийский кинезиотерапевт Филипп Рафферти)2020-2024 г.  Somatic BODY в России (автор Кристин Коул, США), успешно закончила обучение «Эмбриология, допозвоночные паттерны и клеточное прикосновение», Костная система, позвоночник и введение в наземные паттерны раннего развития, Органы/ Гомологический паттерн, Тенсегрити/ связки/ суставы, Мышцы и кинестетическая интеграция, Органы чувств и восприятие, Жидкости-Танец-Дыхание, Эндокринные Железы, Нейро-Глия и Нервная система, Вокализация и шея, работа с клиентами, Все в потоке, Паттерны развития и преподавание.

Дарья Емельянова — Старший инструктор АВА

Manager of Behavioral Programs – MBP Сертификат №19335-84115

Обучения по АВА:

  • 2019-2023 г. Universaty of Bath, специальность Психолог, UK
  • 2023-2025 г. 2 курса сертификационной программы подготовки специалистов по прикладному анализу поведения BCaBA (курс проведен сертифицированным поведенческим аналитиком Юлией Эрц, МА, BCBA, Израиль)

Александра Новикова — Куратор

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», Нижний Новгород

2014 г. Бакалавриат по направлению 050300.62 «Филологическое образование»

2016 г. Магистратура по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»

2018 г. Basik Certificate DirFloortime of ICDL ink.

2022-2024. Москва, Программа подготовки специалистов по прикладному анализу поведения BCaBA 3 модуля, Юлией Эрц, МА, BCBA, Израиль

2022-2023 г. Участвовала в  первом потоке групповых супервизий Риалити Дарьи Романовой ВСВА, IBA, CBA-S

2024 г. Практический функциональный анализ и тренинг с опорой на навыки, FTF Behavioral Colsulting, Gregory P. Hanley Ph.D. BCBA-D, LABA

Прохожу супервизии дважды в неделю у Алины Поповой CBA-S

Екатерина Ермолаева — Куратор

2021: Бакалавр в НГПУ им. К. Минина по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиль образовательной программы: «Логопедия».;

2022: Профессиональная переподготовка по направлению «Специальное (дефектологическое) образование: Судропедагогика»;

2022: Повышение квалификации в НГПУ им. К. Минина по дополнительным профессиональным программам «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ» и «Комплексное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования».

2022-2025: Москва, Программа подготовки специалистов по прикладному анализу поведения BCaBA 2 модуля, Юлией Эрц, МА, BCBA, Израиль

2022: Курс для специалистов «Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи», 1 модуль. Ведущая: игровой логопед Татьяна Грузинова. Москва—2022 г. Курс для специалистов «Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи», 2 модуль. Ведущая: игровой логопед Татьяна Грузинова. Москва

2024 г. Курс для специалистов «Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи», 3 модуль. Ведущие: игровой логопед Татьяна Грузинова, Елизавета Гурина, Москва.

2024: Практический функциональный анализ и тренинг с опорой на навыки, FTF Behavioral Colsulting, Gregory P. Hanley Ph.D. BCBA-D, LABA

Прохожу супервизии  дважды в неделю у Алины Поповой CBA-S, Елены Бычковой CBA-S, Анны Сергеевны Возненко (куратор Школы Игровой Логопедии)


Екатерина Ермолаева — Куратор

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», Нижний Новгород.

2020 г. Бакалавриат по направлению  44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки»

2022 г. Магистратура по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»

2024 г. Практический функциональный анализ и тренинг с опорой на навыки, FTF Behavioral Colsulting, Gregory P. Hanley Ph.D. BCBA-D, LABA

2024 г. Prompting, Shaping, and Differential Reinforcement: Foundational Teaching Tools in SBT, Kelsey Ruppel, Ph.D., BCBA-D, LABA

2024-2025 гг. Программа подготовки специалистов по прикладному анализу поведения BCaBA 3 модуля, Юлией Эрц, МА, BCBA, Израиль