Что такое АВА терапия (ABA-терапия)

АВА терапия (ABA – Applied Behaviour Analysis, или прикладной анализ поведения) –это научно обоснованная методика коррекции и формирования поведения. Она используется для обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими особенностями развития. В основе лежит работа с поведением на основе наблюдаемых данных и проверенных методик.

Цель АВА терапии –развивать у ребенка навыки, которые помогут ему максимально самостоятельно и полноценно жить. Это касается как базовых умений (например, навыков самообслуживания), так и более сложных, таких как речь, социальное взаимодействие, игра, обучение и коррекция нежелательного поведения.

Поведенческая терапия: как все устроено

  • Индивидуальный подход. После первичной оценки, которая включает наблюдение, беседы с родителями и тестирование, куратор составляет индивидуальный учебный план –пошаговую программу от простого к сложному. Именно с этого начинается работа ребенка в ABA-классе.
  • Супервизия –ключ к качеству. На протяжении всей терапии проводятся регулярные супервизии –встречи, в ходе которых куратор проверяет точность исполнения программы, обучает тьюторов, корректирует план и внедряет новые стратегии. Между супервизиями куратор может проводить дополнительные наблюдения.

Кто входит в команду ABA терапии

  • Инструкторы и тьюторы. Это специалисты, которые ежедневно работают с ребенком. Они реализуют учебную программу, взаимодействуют с ребенком в процессе обучения и собирают поведенческие данные.
  • Куратор. Он разрабатывает учебную программу, отслеживает прогресс, обучает команду и корректирует план по мере развития ребенка. Куратор работает под руководством супервизора.
  • Супервизор. (Certified Behavior Analyst and Supervisor — CBA-S) Это специалист с сертификацией, научной подготовкой и опытом практической работы в сфере прикладного анализа поведения (ABA). Он отвечает за научную точность, стратегическую направленность терапии и эффективность программ
  • Родители. Они –неотъемлемая часть команды. Родители участвуют в постановке целей, помогают закреплять навыки дома и обеспечивают последовательность подходов в разных средах.

Что включает в себя АВА терапия

  • Формирование навыков самообслуживания;
  • Обучение через игру и взаимодействие;
  • Развитие речи и коммуникации;
  • Работа с нежелательным поведением;
  • Обучение «учиться» –развитие способности к восприятию и усвоению информации;
  • Постоянный сбор и анализ данных для оценки эффективности.

Почему именно АВА?

АВА терапия –это не просто набор упражнений, а структурированная, систематическая поведенческая терапия, доказавшая свою эффективность в десятках научных исследований. Она гибко подстраивается под потребности ребенка и позволяет видеть объективные результаты.

Как проходит поведенческий анализ?

Поведенческий анализ –это основа АВА терапии (ABA) и первый шаг на пути к эффективному обучению ребенка. Его цель –понять, почему возникает то или иное поведение, как оно связано с окружающей средой и какие навыки нужно развивать в первую очередь.

Этапы поведенческого анализа:

  1. Сбор информации

    На этом этапе куратор ABA-программы беседует с родителями, наблюдает за ребенком в разных ситуациях: дома, в классе, на прогулке. Также изучается медицинская и образовательная история ребенка.

  2. Наблюдение и функциональный анализ

    Специалист внимательно наблюдает за поведением ребенка:

    • В каких условиях оно возникает;
    • Как часто повторяется;
    • Как на него реагируют окружающие.

    Это называется функциональный анализ поведения –он помогает определить функцию поведения (например, привлечение внимания, избегание задания, сенсорная стимуляция и др.).

  3. Тестирование навыков

    Проводятся стандартизированные и авторские поведенческие оценки, направленные на определение текущего уровня развития речи, мышления, социального взаимодействия и самообслуживания.

  4. Построение учебной программы

    На основании анализа разрабатывается индивидуальный учебный план (ABA-программа):

    • Определяются поведенческие цели;
    • Подбираются методики обучения;
    • Устанавливаются критерии успешного усвоения навыка.

  5. Внедрение и сопровождение

    Программа реализуется тьюторами и инструкторами под контролем куратора и супервизора. Все изменения поведения и обучения документируются ежедневно. Это позволяет регулярно корректировать стратегию и усиливать положительные результаты.

  6. Поведенческий анализ –это не разовая диагностика, а непрерывный процесс, встроенный в АВА терапию. Он помогает отслеживать прогресс, адаптировать методики и точно понимать, что работает именно для этого ребенка.

    Наша команда

    Ивенина Елизавета — куратор поведенческих программ АВА

    Бакалавриат в НГПУ им. Козьмы Минина, направление: Специальная (дефектологическая) психология

    4 курса сертификационной программы подготовки специалистов по прикладному анализу поведения BCaBA (курс проведен сертифицированным поведенческим аналитиком Юлией Эрц, МА, BCBA, Израиль)

    Обучение поведенческим программам ABA:

    • 2021 г. Тренинг «АВА-терапия. Применение базовых стратегий обучения». Тренинг проведен Алёной Макеевой, МА, ВСВА.
    • 2023 г. Тренинг «Методы оценки речевых навыков». Тренинг проведен Натальей Малиновой, сертифицированным поведенческим аналитиком CBA-S, преподавателем проекта «Аутизм: коррекционная работа на основе АВА
    • 2023 г. Тренинг «Применение экспериментального анализа для определения функции поведения». Тренинг проведен Софьей Омелечко, сертифицированным поведенческим аналитиком CBA-S,преподавателем проекта «Аутизм: коррекционная работа на основе АВА» 
    • 2023 г. тренинг «Тренинг персонала и обеспечение процессуальной точности вмешательства» 
    • 2024 г. Курс Екатерины Крыловой, ВСВА «Терапия Принятия и Ответственности»
    • 2024 г. Практический функциональный анализ и тренинг с опорой на навыки, FTF Behavioral Colsulting, Gregory P. Hanley Ph.D. BCBA-D, LABA

    Прохожу супервизии дважды в неделю у Алины Поповой CBA-S, Александры Малыхиной  IBA, АСТ терапевт.

    Алина Попова — Поведенческий аналитик и супервизор CBA-S

    ННГУ им.Н.И. Лобачевского — Магистратура по направлению психология личности, 2018.

    Обучение на поведенческого аналитика:

    • 2019 г. Практический семинар Autism Partnership: Intensive supervised ABA hands-on workshop training, ведущие Kan Wong, Justin Cho, 18 часов
    • 2019 г. Семинар-тренинг «Метод систематической десенсибилизации». Теория 7 академических часов, практика 11 академических часов. Ромек В. Г., к. пс. н. доцент, Директор института тренинга и психодраммы
    • 2018 г.  Обучающий практический курс АВА-центра Мозаика по подготовке АВА-инструкторов
    • 2022 г. — FTF Behavioral Consulting, Practical Functional Assessment and Skill-Based Treatment (Gregory P. Hanley) Практический функциональный анализ и тренинг построения навыков (Г.Хэнли) (10 часов).
    • 2021 г. Успешно окончила 5 модулей сертификационной программы Программа подготовки специалистов по прикладному анализу поведения Юлией Эрц, МА, BCBA, Израиль.
    • 2022 г. Курс для специалистов «Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи», 1 модуль. Ведущая: игровой логопед Татьяна Грузинова. Москва. 
    • 2022 г. Курс для специалистов «Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи», 2 модуль. Ведущая: игровой логопед Татьяна Грузинова, Москва. 
    • 2024 г. Курс для специалистов «Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи», 3 модуль. Ведущие: игровой логопед Татьяна Грузинова, Елизавета Гурина, Москва.

    Надежда Романова — специалист АФК/ЛФК

    Первое образование Надежды Викторовны — медицинское, специальность «лечебное дело». В 2007 году — второе высшее с квалификацией «специалист по адаптивной физической культуре для лиц с различными отклонениями в здоровье», а сразу после — прошла курс профессиональной подготовки по данной специальности в медицинской академии им. Павлова в Санкт-Петербурге.

    Елена Карпилина — Специалист по MNRI

    Обучения по MNRI:

    • 1994 г. Высшее профессиональное образование в Нижегородский государственный универсистет им. Н.И.Лобчевского 
    • 2014 г. Профессиональная переподготовка по программе «Логопедия» в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» 
    • 2018-2022 г. Международном университете сенсомоторной нейромодуляции и нейроразвития Светланы Масгутовой по следующим направлениям»: «Интеграция динамических и постуральных рефлексов» (2 модуля), «Нейротактильная интеграция рефлексов» (2 модуля + IPET — интенсивное профессиональное образование терапевтов), «Интеграция архетипов движений», «Интеграция зрительных и слуховых рефлексов», «Эпилепсия», «Посттравматическое стрессовое расстройство»
    • 2018 г. Со-творение по направлениям: «Телесно-ориентированная терапия с опорой на теорию построения движений Н. А. Бернштейна», «Волны и ритмы» (автор Максимова Елена Владимировна, Москва)
    • 2021 г. Международной академии медицинской реабилитации по следующим направлениям: «Функциональная терапия в нейрологопедии», «Функциональная терапия в педиатрии» (успешно прошла 4 ступени курса), «Онтогенез человека от 0 до 3 лет», «Биомеханика человека» , «Нейроанатомия моторики» и т.д.
    • 2019 г.  «Логопедический массаж в структуре индивидуальных занятий при дизартрии и ММД» в ЧОУ ДПО «Логопед-профи» (автор Архипова Елена Филипповна)
    • 2018 г. «Интраоральный массаж и миофункциональная гимнастика при предлогопедической и преортодонтической подготовке» (автор Байрамова Ляйля Нуровна)
    • 2020-2025 г. «Анатомия движения для профессионалов» (автор Наталья Королева, Москва) 
    • 2020 г. «Нейропсихологический аспект в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, нарушениями речи и поведения» (Московский психолого-социальный университет)
    • 2021 г. «Креативная и средовая педагогика с детьми до 3 лет, музыкально-двигательное творчество» (Евгений Белозеров, Москва)
    • 2020 г. «Телесно-ориентированная психотерапия» (автор Константин Дуплищев), успешно прошла 10 модулей в образовательном центре профессионального развития «Сфера»
    • 2019 г. RESET, направленной на балансировку мышечного тонуса всего тела, через воздействие на мышцы височно-нижнечелюстного сустава (автор метода австрийский кинезиотерапевт Филипп Рафферти)2020-2024 г.  Somatic BODY в России (автор Кристин Коул, США), успешно закончила обучение «Эмбриология, допозвоночные паттерны и клеточное прикосновение», Костная система, позвоночник и введение в наземные паттерны раннего развития, Органы/ Гомологический паттерн, Тенсегрити/ связки/ суставы, Мышцы и кинестетическая интеграция, Органы чувств и восприятие, Жидкости-Танец-Дыхание, Эндокринные Железы, Нейро-Глия и Нервная система, Вокализация и шея, работа с клиентами, Все в потоке, Паттерны развития и преподавание.

    Дарья Емельянова — Старший инструктор АВА

    Manager of Behavioral Programs – MBP Сертификат №19335-84115

    Обучения по АВА:

    • 2019-2023 г. Universaty of Bath, специальность Психолог, UK
    • 2023-2025 г. 2 курса сертификационной программы подготовки специалистов по прикладному анализу поведения BCaBA (курс проведен сертифицированным поведенческим аналитиком Юлией Эрц, МА, BCBA, Израиль)

    Александра Новикова — Куратор

    ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», Нижний Новгород

    2014 г. Бакалавриат по направлению 050300.62 «Филологическое образование»

    2016 г. Магистратура по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»

    2018 г. Basik Certificate DirFloortime of ICDL ink.

    2022-2024. Москва, Программа подготовки специалистов по прикладному анализу поведения BCaBA 3 модуля, Юлией Эрц, МА, BCBA, Израиль

    2022-2023 г. Участвовала в  первом потоке групповых супервизий Риалити Дарьи Романовой ВСВА, IBA, CBA-S

    2024 г. Практический функциональный анализ и тренинг с опорой на навыки, FTF Behavioral Colsulting, Gregory P. Hanley Ph.D. BCBA-D, LABA

    Прохожу супервизии дважды в неделю у Алины Поповой CBA-S

    Екатерина Ермолаева — Куратор

    2021: Бакалавр в НГПУ им. К. Минина по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиль образовательной программы: «Логопедия».;

    2022: Профессиональная переподготовка по направлению «Специальное (дефектологическое) образование: Судропедагогика»;

    2022: Повышение квалификации в НГПУ им. К. Минина по дополнительным профессиональным программам «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ» и «Комплексное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования».

    2022-2025: Москва, Программа подготовки специалистов по прикладному анализу поведения BCaBA 2 модуля, Юлией Эрц, МА, BCBA, Израиль

    2022: Курс для специалистов «Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи», 1 модуль. Ведущая: игровой логопед Татьяна Грузинова. Москва—2022 г. Курс для специалистов «Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи», 2 модуль. Ведущая: игровой логопед Татьяна Грузинова. Москва

    2024 г. Курс для специалистов «Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи», 3 модуль. Ведущие: игровой логопед Татьяна Грузинова, Елизавета Гурина, Москва.

    2024: Практический функциональный анализ и тренинг с опорой на навыки, FTF Behavioral Colsulting, Gregory P. Hanley Ph.D. BCBA-D, LABA

    Прохожу супервизии  дважды в неделю у Алины Поповой CBA-S, Елены Бычковой CBA-S, Анны Сергеевны Возненко (куратор Школы Игровой Логопедии)


    Екатерина Ермолаева — Куратор

    ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», Нижний Новгород.

    2020 г. Бакалавриат по направлению  44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки»

    2022 г. Магистратура по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»

    2024 г. Практический функциональный анализ и тренинг с опорой на навыки, FTF Behavioral Colsulting, Gregory P. Hanley Ph.D. BCBA-D, LABA

    2024 г. Prompting, Shaping, and Differential Reinforcement: Foundational Teaching Tools in SBT, Kelsey Ruppel, Ph.D., BCBA-D, LABA

    2024-2025 гг. Программа подготовки специалистов по прикладному анализу поведения BCaBA 3 модуля, Юлией Эрц, МА, BCBA, Израиль


    Часто задаваемые вопросы

    Что такое ABA-терапия и чем она отличается от других методов коррекции?

    ABA (прикладной анализ поведения) – это научно обоснованная методика, основанная на анализе данных и структурированном обучении навыкам.

    ABA-терапия отличается от других методов системным подходом к формированию поведения. Каждое занятие сопровождается сбором данных о прогрессе, что позволяет объективно оценивать эффективность. Методика адаптируется под индивидуальные потребности ребенка и доказала свою результативность в десятках международных исследований.

    Практический пример: Если ребенок не умеет просить воду, ABA-специалист разобьет этот навык на мелкие шаги: сначала научит указывать на стакан, затем произносить звук, потом слово «вода», и наконец – полную фразу «Дай воду, пожалуйста».

    Кому рекомендовано прохождение ABA-терапии и как отслеживается прогресс ребенка?

    ABA-программы рекомендованы детям с диагнозами расстройства аутистического спектра (РАС), задержки речевого и психического развития, нарушениями поведения, моторными трудностями, нарушениями социальной адаптации. Методика также применяется при работе с подростками и взрослыми при наличии соответствующих показаний.

    Прогресс фиксируется ежедневно через сбор данных, еженедельные отчеты и регулярные оценки навыков.

    Система мониторинга:

    • Ежедневный сбор данных – по каждому навыку фиксируется процент правильных ответов
    • Еженедельные графики – визуализация динамики по всем областям
    • Ежемесячные отчеты – подробный анализ достижений и планы на следующий период
    • Квартальные оценки – полная переоценка навыков и корректировка целей
    В каком возрасте возможно начало занятий?

    Минимальный возраст начала занятий –от 2 лет. Однако в каждом случае проводится предварительная оценка состояния ребенка. Принятие решения о начале занятий осуществляется после консультации с профильным специалистом.

    Как проходят занятия по ABA-программе?

    Занятия проходят в индивидуальном формате в оборудованном учебном кабинете. В процессе используются структурированные задания, подобранные с учетом уровня развития ребенка. Все действия сопровождаются сбором данных, оценкой динамики и коррекцией учебной программы. Занятия могут проводиться ежедневно; длительность определяется индивидуально.

    Какие документы необходимо предоставить для начала занятий?

    Для записи необходимо предоставить следующие сведения и документы:

    • Фамилия, имя, отчество (ФИО) ребенка и законного представителя;
    • Дата рождения;
    • Контактный номер телефона и адрес электронной почты;
    • Копия паспорта одного из родителей;
    • При наличии –медицинское заключение, ИНН, СНИЛС, заключения специалистов.

    Документы можно отправить в сканированном виде через официальный сайт или по электронной почте.

    Где проводятся занятия? Доступен ли дистанционный формат?

    Занятия проводятся очно в кабинете центра. В отдельных случаях возможна организация дистанционного формата (например, консультации для родителей, супервизии и обучение персонала). Вся информация о доступных форматах указана на официальном сайте организации.

    Какова стоимость и условия оплаты?

    Стоимость программы зависит от формата занятий (очная/дистанционная форма), количества часов и квалификации специалистов. Актуальная информация по стоимости, срокам оплаты, реквизитам и политике возврата средств размещена на сайте в разделе «Оплата и документы». Оплата производится по безналичному расчету. Договор и акт оказанных услуг предоставляются по требованию.

    Как подать заявку и получить консультацию?

    Для подачи заявки необходимо:

    1. Заполнить электронную форму на сайте, указав ФИО, дату рождения ребенка, контактный телефон и электронную почту;
    2. Отправить необходимые документы;
    3. Дождаться обратного звонка или письма от координатора программы.

    После обработки заявки с вами свяжется сотрудник для уточнения информации и согласования даты первичного приема.

    Имеется ли лицензия на осуществление деятельности?
    Да, организация имеет действующую лицензию на образовательную и коррекционно-развивающую деятельность. Все процедуры соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, соблюдаются нормы обработки персональных данных и медицинской этики.